Вик, ну там что, правда что ли одни святые с рождения люди живут? ( c)
Доброго дня ! Нет , конечно , там живут самые обыкновенные люди , но воспитываются и « варятся» в несколько других жизненных смыслах . Даже с самым маленьким ребёнком там не принято сюсюкаться , а принято разговаривать правильно и осмысленно с учетом уровня понимания по возрасту. На все детские бесконечные « почему» и « зачем» отвечать тоже в соответствии с уровнем понимания , но не искажая и не скрывая сути , даже если вопрос не очень удобный для взрослого. И самое , пожалуй, важное отличие – называть вещи своими именами . Если ребёнок совершил убийство , то так и сказать « Сейчас ты поступил как убийца» , если что-то взял без разрешения – « Сейчас ты поступил как вор» и т.д. У буддистов свой взгляд на ложь . Мне сейчас придется сравнить буддизм с христианством , поэтому сразу прошу меня извинить , кого это сравнение обидит . Но это сравнение не с целью оценки «лучше-хуже» , а просто показать разницу подхода к одному и тому же вопросу двух различных социумов. В христианстве в перечне смертных грехов ложь не фигурирует , т.е. ложь не является смертным грехом . А ведь и правда – есть ложь во спасение , есть ложь во благо , есть ложь ради лжи ( когда по какой-то причине нужно покрыть или не выдать солгавшего человека ) и другие варианты оправданной лжи. В буддизме ложь присутствует в перечне неблагих поступков , которые приводят к перерождению в худших мирах , т.е. считается грехом. Ложь – это грех . Точка . Что дает этот подход в жизни ? Человек с детства приучен делать то , что говорит , а говорить то , что думает, т.е мысли – слова – поступки не расходятся . При таком подходе уровень доверия в социуме на порядки выше.
Но, неужели тибетцы заранее научились предотвращать все неприятности?Может ли у них произойти случай с лягушками к примеру? ( с)
Нет , конечно . Жизнь в своих бесконечных проявлениях не перестает удивлять и заранее предотвратить что-то трудно научиться . Вы поймите , что не бывает однозначно плохих или однозначно хороших людей . « Плохим» или « хорошим» будет выбор человека ( слова или действия) в конкретных сложившихся ситуативных обстоятельствах . А вот делать выбор согласно моральным , нравственным критериям или знаниям – этому научить вполне можно.
Может ли произойти аналогичный случай «с лягушками» ? А почему бы и нет ? Только реакция родителей будет на такой случай другая , ну , по крайней мере у меня бы была другая реакция. Ведь в данном случае важны два аспекта – первый - к кому проявить сострадание в данной ситуации и , второй - понять причину ( «яд» ) возникновения этой ситуации , чтобы найти выход из неё ( применить « противоядие» ).
Убита лягушка , оборвалась жизнь живого существа – моё сострадание направлено именно к ней , значит и действия будут соответственные ( мантра сопровождения , копание могилки и захоронение ). Если в Вас нет сострадания к лягушке именно до такой степени , что Вас очень сильно и искренне огорчает смерть даже лягушки , то ребёнок не поймет насколько серьёзен его поступок и всё примет за игру.
Если убийство лягушки происходит на моих глазах и я понимаю , что не могу уже это предотвратить , то скорее всего скажу : « Не могу смотреть , что ты поступаешь как убийца , моё сердце разрывается от горя к бедной лягушке и я сейчас заплачу» , отвернусь и отойду , но не предоставлю ребёнку возможности затянуть себя в это действо в качестве зрителя или свидетеля.
Далее более сложное – понять мотивацию ( причину ) и применить «противоядие». Существует в « тибетском» воспитании маленьких детей одно золотое правило - чтобы зло было эффективным , оно должно стать публичным . Тоже самое относится и к добру.
Объясню . Познающий маленький ребёнок выстраивает мир вокруг себя подобно солнечной системе , в которой Солнцем является он сам , а всё остальное вращается вокруг него ( мама , папа , родственники , друзья и всё-всё , что попадает в его поле обзора и понимания ) и как любое Солнце и центр вселенной – требует к себе внимания , много внимания . А для того , чтобы привлечь к себе внимание , использует абсолютно все доступные для себя способы , не деля их на плохие или хорошие . Важен критерий – самый действенный , на который мама-папа ( или окружающие прохожие ) уделят больше внимания , чем больше внимания – тем лучше ( негативное это внимание или позитивное , т.е. ругань-взбучка или похвала-поощрения роли не играет ибо он Солнце в центре всего ). И вот жеж какой получается парадокс – если ребёнок сделал что-то хорошее , то родители принимают это как должное – погладили по головке , сказали « молодец» и всё на этом . Слишком мало публичности , недостаточно внимания. Если сделал что-то плохое – родители или окружающие ругают , шлёпают , стыдят, уговаривают , учат уму –разуму долго и вдумчиво . Сразу очень много внимания , много публичности – самое то , что нужно. Выбор ребёнка будет очевиден , не так ли ? И вот алгоритм его «мысль – действие» повторяется снова и снова именно в этом ключе , а регулярный повтор заданного алгоритма начинает формировать характер .
Вот , поняв эту причину « яд» , родители начинают применять « противоядие» - делать публичным добрые и хорошие поступки ( уделять им больше внимания , поощрять похвалами и предлагать делать ещё что-то хорошее вместе ) , и уделять совсем мало внимания плохим поступкам , делать их непубличными ( т.е. с точки зрения малыша – неэффективными) . Но игнорировать их тоже нельзя , внимание уделить нужно – самый минимум – назвать вещи своими именами , объяснить , что для вас неприемлимо в этом участвовать и даже смотреть на это . Т.е. ребёнок видит , что внимание есть , но его мало , а от хорошего поступка внимания гораздо больше . Алгоритм тот же , но полярность ( качество) поменялась , поменялась полярность мыслей и действий. А регулярный повтор алгоритма что формирует ? Праааально )))) Характер.
Что он убил возможно какого-то своего предка? (с)
Не вдаваясь в подробности учения о реинкарнации , я не смогу Вам объяснить суть того , как то или иное живое существо может быть Вашим вероятным родителем в прошлых жизнях или может стать вероятным вашим родителем в будущих жизнях ( опять же из этических соображений по отношению к читателям других вероисповеданий ) , но буддийским детям это , естественно , объясняется именно так без употребления слова « предок» . Слово « предок» используется по отношению к родословным физических тел ( плотских , т.е. только одной из составляющих человека части ). Но даже на этом уровне – знание может изменить ваши мысли и чувства. Ну, вот хоть пример из моей жизни , который произошел два дня назад . У нас сейчас живет моя троюродная сестра , у нас по дороге в магазин произошел небольшой спор – кто будет оплачивать покупку продуктов. Я сказала , что мне всё равно , у кого есть деньги тот и оплатит , мы же одна семья. Она возразила , что мы троюродные сестры , а это значит , что мы родня , но не одна семья.
- Заблуждаешься , мы с тобой больше , чем семья . Мы с тобой – единое целое в не так уж и далёком прошлом .
- Мы не можем быть единым целым , т.к. у нас разные родители и вообще – я старшая , а ты младшая.
- Ну , в том , что ты родилась раньше , моей вины или заслуги нет . А вот плоть у нас с тобой одна. Тела наши состоят из плоти наших матерей , плоть наших матерей состояла и состоит из плоти наших бабушек , а плоть наших бабушек состояла из плоти нашей прабабушки . А в плоти нашей прабабушки мы были единым целым . Мужчины нашего рода вносили безусловно необходимое генетическое разнообразие , а вот плоть ( строительный материал ) у прабабушки- у бабушек – у матерей – у нас – у моих детей - у всех одна . Так что вот на таком уровне мы с тобой больше , чем семья ))))
А когда до неё дошел смысл сказанного , а при активной работе ума эта цепочка мысленно отследилась , то она заплакала . И самое главное , резко изменилось отношение , т.к. стало уже неважно кто старший , кто младший , кто какую покупку оплачивает для общего использования или употребления и прочие житейские мелочи , которые раньше могли бы вызвать некоторые разногласия и споры. Вот как-то так ))))