не верю, что тибетцы спокойно смотрят как малыш лезет в стойло к агрессивному жеребцу в охоте или лезет играть высоко на скалу. ( c )
И правильно делаете , что не верите . Хотя приведенные Вами примеры для « тибетской» действительности , мягко говоря , некорректны. Без обид , хорошо ? Я постараюсь объяснить - почему , именно с точки зрения « тибетца». Так уж сложилась моя жизнь , что будучи европейцем по рождению , бОльшую часть провожу там , живу жизнью этих людей ., день за днём впитывая в себя именно то вИдение жизни , т.е. наполняя свою жизнь и своё мировоззрение иными смыслами . Вот так вот – внешне европеец , а внутренне буддист и тибетец ( генетика захлюпала носом и села нервно курить на обочине
).
Именно по этой причине абсолютно не претендую на понимание с вашей стороны по тому или иному вопросу , просто излагаю иной взгляд ( который тоже не есть истина в последней инстанции ) и всё .
Так вот , в чем некорректность приведенных примеров? Где-то в темах я выкладывала фотографии гор во всей их первозданности. И скажу вам честно , их мощь подавляет и всем своим видом прочно «вкладывает в голову» понимание того , насколько твоё тело слабое и хрупкое, а жизнь скоротечна по сравнению со всем этим - мощными горными хребтами , сходами снежных лавин , камнепадами , ливневыми селями и прочими неуправляемыми сюрпризами стихий в горах.
Поэтому на инстинктивном уровне ни одному взрослому человеку не придет в голову уйти в горы в одиночку даже « недалеко на прогулку» , а тем более детям « убежать на скалу поиграться» - во-первых, они смотрят как ведут себя взрослые – и если поодиночке в горы из взрослых никто не ходит , то не убегают и они , во-вторых, погодно – природные сюрпризы детьми переживаются более ярче , чем взрослыми . И что такое « опасно для жизни» в горах – они знают , видят и ощущают .
В городах Тибета на равнинных местах это чувство опасности не так обострено , стены своего дома или квартиры , значительное количество людей , проживающих рядом , более мягкие погодные условия , наличие коммуникаций и спасательных служб – всё это создаёт чувство защищенности . Но в отдаленных горных поселениях или в высокогорных районах Гималаев люди живут с пониманием АБСОЛЮТНОЙ незащищенности от природных стихий ( а значит и потенциальной опасности ), исходя из этого выстраивая свой жизненный уклад и воспитание детей . Сможете ли вы понять это ? Легко ли вам понять это , если ни разу с таким не сталкивались ?
По поводу «агрессивных жеребцов в охоте» . Тоже была где-то фотография – выяснение отношений двух яков во время гона ( взрослые самцы по 500-600 кг живого веса )– зрелище не для слабонервных – настолько мощно , настолько опасно и страшно в своей безжалостности и неуправляемости . И маленьким детям это показывают их родители ( или другие взрослые ) , крепко держа малышей на руках или за руку.
И малыш всё это видит , даже крепко прижавшись к взрослому от страха , смотрит . Понимание опасности от разъяренного животного приходит сразу и без объяснений.
Поэтому , когда в какой –то другой обстановке говоришь малышу : « Не подходи , пожалуйста, к моей лошадке , у неё сегодня злое настроение» , то второй раз повторять не надо – никто не подойдет из малышей и других ещё предупредят , чтоб не подходили.
Вы спросите , почему родители не ограждают маленьких детей от всего этого – страха , жестоких сцен из жизни животных и природы, и прочих неприятных реалий окружающего мира ? Неужели родители настолько черствы и не любят своих детей ? Напротив , трудно найти более любящих и заботливых родителей , ведь чем полнее и полноценнее их ребёнок будет познавать все грани и проявления окружающего мира , тем лучше он будет подготовлен , вступая во взрослую жизнь , тем дольше он проживет будучи хорошо подготовленным . Если вы скажете , что это не самый лучший метод воспитания малыша . То отвечу : « Кому –как . Это один из многочисленных способов познания мира и буддисты просто признали его как самый оптимальный для себя – не скрывать , не сглаживать и не замалчивать реалии окружающего мира ». Для буддистов ведь сама структура познания ( обретения опыта) имеет две основные движущие силы – страх и любовь. И они обязаны быть во взаимодействии , а не исключать друг друга.
Ну, например, любовь к собственному потомству неразлучна со страхом за его целостность и выживание.
А страх потерь всего , что дорого и что любишь – это так по-человечески .
Страх за собственное потомство – это подчинение закону природосообразности - инстинкту , свойственному любому адекватному родителю в животном мире. Перед лицом угрозы жизни именно этот страх молниеносно запускает механизм защиты собственных детей , через вброс адреналина в состоянии стресса. И родительская любовь всегда сопряжена с рациональным страхом. Не будь его , то детских нелепых смертей было бы на порядки больше.
Маленького ребёнка переводят через дорогу , крепко держа за руку , не от любви в чистом виде , а от четкого ощущения опасности этого участка для него – рационального страха. И очень важно понимать , что рациональный страх ( контролируемый вашим умом , знаниями и опытом ) – это не трусость и не фобии ( которые неконтролируемые ) и любви не противоречит , а следует за ней . Это – действенная сила , не менее мощная , чем любовь . И жизнь ( точнее познание жизни ) – это сплетение этих двух мощных сил.
Длинно получилось , может быть не очень понятно …. Но уж как получилось , прошу простить за « многобукав»